Самолетостроение постсоветского периода
Советское авиастроение было известно на весь мир своим качеством и нередко новаторскими идеями. И эта марка проверена временем: многие построенные тогда модели самолетов и вертолетов и сегодня входят в состав российских военно-воздушных сил. Однако это вовсе не значит, что сегодня авиастроение заметно деградировало по сравнению с прошлым периодом истории. И после того, как СССР канул в Лету, уже российские конструкторские бюро продолжают разрабатывать проекты новых моделей и идти в ногу со временем. Вашему вниманию «семёрка» отечественных самолетов постсоветского периода, которые были созданы с нуля.
1. Бе-200
Одним из первых самолетов, начало разработки которого пришлось на постсоветский период, был проект самолёта-амфибии. Его приняли Постановлением Правительства от 17 июля 1992 года № 497. На работы по проектированию и сборке ушло больше пяти лет, но вот, 24 сентября 1998 года, впервые взлетел в воздух опытный образец Бе-200ЧС. После проведения испытаний было запущено производство самолета на базе Иркутского авиационного завода. С тех пор и по сей день Бе-200 продолжает взмывать в небеса и садиться на воду.
2. Як-130
Первые годы после развала СССР основным учебно-тренировочных самолётом в ВВС России являлся Aero L-39 Albatros производства Чехии. Однако Россия нуждалась в собственном аналоге, к тому же модернизированном. Тогда-то и началась разработка своего самолета — в начале совместно с итальянской компанией Aermacchi, а после их выхода из проекта отечественные специалисты справлялись собственными силами. Результатом трудов стал известный многим Як-130, первый полет которого состоялся 25 апреля 1996 года. После этого последовал долгий путь исправлений «детских болезней» машины и других недоработок, однако эти усилия оказались не напрасными: в декабре 2009 были завершены ГСИ, а Як-130 приняли на вооружение.
3. Суперджет 100
Трудно найти человека, который не знал бы о самолете Суперджет 100. Однако история его началась еще в 2000 году. За разработку проекта взялись специалисты корпорации «Сухой». Этот самолет должен был ознаменовать начало подъема из руин отечественного рынка пассажирского авиатранспорта. Проектирование Суперджета 100 продлилось до 2006 года, после чего была начата сборка первого опытного образца. В конечном итоге 19 мая 2008 года был совершен первый полёт Суперджета 100.
4. Су-57 (ПАК ФА, Т-50)
Не забывали в постсоветский период и о военной авиации. Так, в мае 2001 года была развернута программа ВВС России по разработке истребителя 5-го поколения. Результатом деятельности в ее рамках стало еще одно детище «Сухого», первоначально получившее название Т-50. Впервые он взлетел в небо 29 января 2010 года. После чего самолет был отправлен на доработку, однако запуск его в серийное производство постоянно откладывался. В итоге истребитель все-таки начали массово собирать с 29 мая 2019 года, а в 2020 году первый серийный Су-57 был передан ВКС. Кроме того, истребитель планируют собирать на экспорт — на данный момент идет разработка модификации Су-57 для Индии под индексом FGFA.
5. Ил-112В
Данный легкий транспортный самолёт известен не столько своими техническими характеристиками, сколько нелегкой историей. Самолет должен был заменить Ан-24 и Ан-26 советского производства. Разработка Ил-112В совпала с началом двадцать первого века, однако только к 2004 год правительство дало добро но начало работы по проекту. Но на этом проблемы не закончились: вскоре после начала проектирования было сокращено его финансирование.
Однако в мае 2011 года Министерство обороны внезапно отказались от производства отечественного военно-транспортного самолета Ил-112 в пользу приобретения семи украинских самолётов Ан-140 грузовой модификации. И все-таки, история Ил-112В на этом не закончилась: проекту дали новую жизнь несколько лет спустя, 30 марта 2019 года транспортник впервые взлетел в небо.
6. С-70 «Охотник»
Не обходит стороной российское авиастроение и проекты по созданию беспилотников. Так, работы над БПЛА С-70 «Охотник» ведутся по заказу Минобороны России с 2012 года. Долгие годы вся информация по проекту держалась в строгой секретности, однако в 2019 году в Интернет все же «утекли» фотографии нового самолета. А вскоре после этого он и вовсе перестал был тайной: после своего первого полёта 3 августа 2019 года с разработки «Охотника » был официально снят гриф секретности.
7. МС-21
Самолет МС-21 был разработан корпорацией «Иркут» в паре с ОКБ Яковлева. Проект был начат в конце 2000-х годов, при этом можно считать, что свои корни он ведут непосредственно от самолета Як-242, программа по созданию которого была закрыта в 1993 году. Часть наработок по этому самолёту используется и в МС-21.
Однако при этом лайнер может похвастаться и рядом современных технических решений: наличие самого широкого фюзеляжа в классе, использование композитного крыла, с также двигатели пятого поколения — вначале ставились американские, а с 2020 года самолёт летает на отечественном аналоге. Га данный момент МС-21 проходит сертификацию и уже совсем скоро может быть поставлен в российские авиакомпании.